Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована необходимость выбора и разработки учебно-методических пособий по русскому языку как иностранному (РКИ) для подготовительного и начального этапов обучения в российских вузах. Цель статьи – дать краткий обзор учебных пособий, используемых в ФГБОУ ВО «ШГПУ», и описать формы работы с ними на факультете довузовской подготовки и на первом курсе бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки («Русский язык как иностранный», «Английский язык»).
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ и обоснование необходимости в разработке учебно-методических пособий по русскому языку как иностранному в условиях современного российского вуза.
Результаты. В статье приводятся примеры учебной литературы для уровней А2 и В1 по шкале «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком» и требованиями Государственного образовательного стандарта по русскому языку как иностранному, изданной в издательстве «Златоуст». Особое внимание уделяется учебно-методическим пособиям, подготовленным преподавателями гуманитарного факультета Шадринского государственного педагогического университета. Авторы анализируют содержание учебных пособий, которые они используют в практике своей преподавательской деятельности, делятся опытом своей работы по ним.
Обсуждение. Подчеркивается, что результативность обучающей деятельности преподавателя во многом зависит от его способности и готовности осуществлять научно-методическую работу по сопоставлению русского и родного языков обучающихся с целью определить проблемные моменты, препятствующие или затрудняющие изучение русского языка иностранными учащимися.
Заключение. Авторы приходят к выводу, что тщательный выбор и разработка эффективных учебно-методических пособий по русскому языку как иностранному, а также включение самих учащихся-иностранцев в научную работу являются залогом успешности последних в изучении русского языка.
уровень владения иностранным языком, русский язык как иностранный, учебно-методическое пособие, фонетика, лексика, грамматика, аудирование, говорение, чтение, письмо
– обоснована необходимость в разработке учебно-методических пособий по русскому языку как иностранному в российском вузе;
– представлены учебно-методические пособия для подготовительного и начального этапов обучения, разработанные преподавателями Шадринского государственного педагогического университета;
– описана научная деятельность авторов статьи, посвященная проблеме преподавания русского языка иностранным студентам педагогического вуза.
Никитина, Е. Ю. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ [Текст] / Е. Ю. Никитина, М. В . Копырина, Н. М. Харлова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 3. — С. 145-159. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.41.78.011.
1. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / Департамент современных языков Директората по образованию, культуре и спорту Совета Европы; Перевод выполнен на кафедре стилистики английского языка МГЛУ под общ. ред. проф. К. М. Ирисхановой. М.: Изд-во МГЛУ, 2003. 259 с.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2014 г. № 255 «Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным языком и требований к ним». URL: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/pr_mon/ 01_04_2014_255/ (дата обращения: 10.09.2019).
3. Уровни владения русским языком[Электронный ресурс]. URL: http:// www. russia.edu.ru/rus/levels/(дата обращения: 10.09.2019).
4. Учимся в России : практикум по русскому языку как иностранному. / А. Г. Максимовских [и др.] под ред. А. Г. Максимовских. Шадринск : ШГПУ, 2016. 195 с.
5. Учимся в России : учебное пособие по рус. яз как иностр. для слушателей курсов «Языковая школа» / А. Г. Максимовских [и др.]. изд. 2-е, доп. и перераб. Шадринск : ШГПУ, 2017. 192 с.
6. Ермаченкова В. С. Слушать и услышать: Пособие по аудированию для изучающих русский язык как неродной. Базовый уровень (А2). СПб. : Златоуст, 2007. 112 с.
7. Эсмантова Т. Л. Русский язык: 5 элементов: Уровень А 2 (базовый). 3-е изд. СПб. : Златоуст, 2013. 328 с.
8. Эсмантова Т. Л. Русский язык: 5 элементов: Уровень В 1 (базовый – первый сертификационный). СПб. : Златоуст, 2012. 340 с.
9. Практикум по совершенствованию навыков аудирования русского языка как иностранного / сост. А. Г. Максимовских. Шадринск : ШГПУ, 2017. 76 с.
10. Практическая грамматика русского языка. Ч.1 : учеб. пособие по рус. яз. как иностр. / сост. А. Г. Максимовских. Шадринск : ШГПУ, 2019. 171 с.
11. Практическая фонетика русского языка. Часть 1 : учебно-методическое пособие по рус. яз. как иностр. / сост. Н. М. Харлова. Шадринск : ШГПУ, 2019. 90 с.
12. Харлова Н. М. Развитие навыков владения современным русским разговорным языком : учебно-методич. пособие. Шадринск : ШГПУ, 2017. 166 с.
13. Харлова Н. М. Методические основы организации работы с иностранными студентами по овладению русской разговорной лексикой / Русский язык и иностранные языки в современном поликультурном пространстве: актуальные вопросы изучения и преподавания. Кн. 1: монография / под общ. ред. проф. С. Л. Суворовой. Шадринск : ШГПУ, 2016. 279 с. С. 248-275. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30698573 (дата обращения: 11.09.2019).
14. Харлова Н. М. Особенности изучения грамматических категорий русского глагола туркменскими студентами // кол. моногр. Изучение и преподавание русского языка в России и за рубежом. Шадринск : ШГПУ. 2017. 209 с. С. 95-118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30613733 (дата обращения: 11.09.2019).
15. Харлова Н. М. Особенности организации работы по изучению русской фразеологии иностранными студентами // Вестник Шадринского гос. пед. ун-та. Вып. 2 (30), 2016. С. 26-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26375018 (дата обращения: 11.09.2019).
16. Харлова Н. М. Особенности изучения русской разговорной лексики иностранными студентами / Материалы международной научно-практической конференции «Глобализирующийся мир: социально-экономические и политические тенденции в образовании»/ Казахстан, Костанайский гос. пед. инст-т, 31 окт. 2017. 480 с. С. 371-378.
17. Копырина М. В. Обучение фонетике английского и французского языков студентов из Туркмении // Вестник Шадринского государственного педагогического института № 2 (30), 2016. Шадринск : ШГПУ, 2016. 169 с. С. 17-20. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26375015 (дата обращения: 11.09.2019).
18. Копырина М. В. О формировании полилингвизма у студентов из Туркменистана // Современное образование: методология, теория и практика. В 3 ч. Ч. II: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 26 окт. 2018 г. / Шадр. гос. пед ун-т ; отв. ред. Л. И. Пономарева. Шадринск: ШГПУ, 2018. 355 с. С. 254-257. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=37181528 (дата обращения: 11.09.2019).
19. Копырина М. В., Абдирашитов Н. А., Сабиров М. А. О порядке слов в русском, немецком, французском, английском, туркменском и узбекском языках // Международные педагогические и гуманитарные научные чтения : материалы междунар. науч.-практ. конф., 26–27 апр. 2018 года / Междунар. акад. наук пед. образования, Баранович. гос. ун-т, Шадр. гос. пед. ун-т, каф. филологии и социогуманитар. дисциплин, Науч.-метод. центр филол. образования и коммуникац. практик; отв. ред. Ю. А. Ястремская. Шадринск: ШГПУ, 2018. 284 с. С. 26-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36477119 (дата обращения: 11.09.2019).
20. Копырина М. В., Алишерова Ж. А., Аннабай гызы О., Бердиева Т. Ч., Менглимедова О. Х. Сопоставительный анализ английских и туркменских парных согласных // Актуальные вопросы современной науки / Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции (19 декабря 2018 г., г. Томск). Уфа: Изд. Дендра, 2018. 218 с. С. 18-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37161830 (дата обращения: 11.09.2019).